Хранитель родной старины
История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
Внимательные гости дней станицы Казанской наверняка знакомы с творчеством Александра Павловича Скилкова из хутора Верхняковского. Его резьба по дереву, изделия, выполненные из природных материалов – веток, коряг, кореньев нравятся многим ценителям прекрасного. Зрители также не могли не заметить, что значительная часть творчества Скилкова посвящена казачьей тематике. Это естественно, ведь Александр Павлович давно интересуется историей казачества, родного края, а с начала 90-х годов прошлого века активно участвовал в возрождении казачьих обычаев и традиций, а также исторической памяти.
Родился Александр Скилков в послевоенном 1949 году в верхнедонском хуторе Назаровском в обыкновенной крестьянской семье, в которой родители растили троих детей. Отец Павел Васильевич, бывший фронтовик, работал водителем и трактористом в колхозе, а мама Татьяна Ивановна была домохозяйкой. Как и все назаровские дети, Саша окончил местную начальную школу, а затем стал ходить в Мешковскую. В отличие от других своих товарищей, одноклассников Саша Скилков с детства с увлечением рисовал, увлёкся коллекционированием старинных вещей – часов, крестов, икон. Это пристрастие, как оказалось, у него осталось на всю жизнь. В те непростые времена дети старались быстрее взрослеть и начинать зарабатывать свою копейку. Вот и Александр после восьмого класса до ухода в армию пошёл работать в колхоз. Никакого учебного заведения ему окончить так и не довелось.
Летом 1970 года, демобилизовавшись из армии, Александр Скилков попытался изменить свой жизненный путь. Он уехал в Каменск-Шахтинский, где работала его невеста Маша. Вскоре они поженились и с тех пор Александр Павлович и Мария Фёдоровна идут по жизни рука об руку. А вот «романа» с городской жизнью у Скилкова не сложилось. В городе Александр Павлович брался за всякую работу: был и электриком, и слесарем газовой котельной, и формовщиком в литейном цеху. На последнем месте работы нашему земляку даже дали квартиру. Тем не менее, хуторянин Скилков не смог прижиться в городе, и в 1974 году они с женой вернулись на Верхний Дон.
Однако подходящей работы Александр Скилков в Назаровском не нашёл, поэтому трудоустроился в соседний крупный совхоз «Комсомолец Дона». Поработав электрослесарем в мастерской, он перешёл на свинарню в Нижних Верхняках. С тех пор нижняя часть хутора Верхняковского стала местом жительства Александра Павловича и его семьи. В дальнейшем он сменил множество работ: был и киномехаником в клубе, телемастером в быткомбинате, казачьим дружинником.
Ещё в годы работы на свинарне Скилков сошёлся по интересам со старшим товарищем Евгением Петровичем Яшкиным, который занимался резьбой по дереву – вырезал фигурки зверей и людей. Александр Павлович увидел, куда надо стремиться, перенял многие приёмы работы. Он доставал, покупал книжки по резьбе по дереву, которые с интересом и пользой читал. Постепенно в хозяйстве Скилкова стали появляться фрезерный и токарный станки, которые ему подарил глава сельского поселения А.А.Романов, электрический лобзик, резцы по дереву, многие из которых он делал сам. Значительную часть механических приспособлений привозили знакомые из Ворошиловграда, с которым в то время было регулярное автобусное сообщение. Значительную часть свободного времени по вечерам и в выходные дни Александр Павлович посвящал работе в мастерской. Начинал он со сказочных героев, которых делал из коряг. Что-то оставлял себе, а что-то дарил родственникам. Глядя на отца, к творчеству приобщился сын Александра Павловича Вадим.
Как только в районе стали проводить дни станицы Казанской, А.П.Скилков стал принимать в них активное участие. В дальнейшем он не раз был со своими работами на «Шолоховской весне» в Вёшенской, затем на «Калининском лете» в хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района, на различных культурных мероприятиях и фестивалях в Аксае, Азове и других местах. Приглашали нашего умельца и в воронежскую Петропавловку.
Творчество А.П.Скилкова нашло высокую оценку на самых разных уровнях. В его домашнем музее висит немало различных грамот и дипломов как мастеру декоративно-прикладного творчества и мастеру декоративно-прикладного искусства, за сохранность народных традиций и участие в выставках народных ремёсел; благодарственные письма от историко-краеведческого музея, от главы администрации района, от Всевеликого Войска Донского – «за многолетний вклад в возрождение и развитие казачества».
Именно казачья тема особенно увлекла Скилкова в годы возрождения казачества. С 1991 года он стал атаманом хутора Нижневерхняковского и был им двадцать лет. В эти годы он активно создавал домашний музей не просто родного хутора, но и всего родного края. В нём множество икон, старинных вещей, в том числе найденных во время археологических раскопок, артефактов времён Великой Отечественной войны, чучела местных птиц и животных, которые мастер научился изготавливать сам. В своём музее Александр Павлович под одной крышей собрал свои и сына поделки, рисунки с различными вещами, которые ему были подарены и собраны за долгие годы жизни. Скилков стал инициаторам установки памятника казакам, погибшим в годы гражданской войны у дороги на хутор Михайловский.
Александр Павлович настолько интересный человек, что с ним при возможности встречаются и общаются и археологи, приезжавшие на раскопки, и писатели, во время творческих поездок, и итальянские представители, которые изучают места гибели своих солдат на территории нашего района в конце 1942 года в ходе начала наступления Красной Армии.
Александр Павлович, которому в этом году исполнится 70 лет, по-прежнему в творческом поиске. В настоящее время он увлёкся изготовлением декоративных столиков. Будучи на природе, Александр Павлович ищет намётанным глазом новые объекты для приложения своих рук.
- Поиск материала по лесополосам – дело, в общем, не простое, можно и день проходить, но ничего подходящего не найти, — отмечает Александр Павлович. – Но я руки не опускаю, ищу дальше. Так в Назаровском растёт ольха, которую я распускаю на доску, подходящую для работы. Вот с липой сложнее, но будем искать…
Творчество, которое в молодости было для Скилкова, чем-то вроде хобби, теперь стало для него во многом и смыслом жизни.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.